Если вы спросите местного жителя, что есть в Монголии, он вам ответит: Чингизхан, кашемир, Ойу-Толгой.
Но обо всем по порядку.
Случилось так, что меня отправили в этот, без преувеличения, удивительный край в командировку. На тот момент я работал в компании, которая производит ПО для горнодобывающих компанией. Нас часто отправляли - каждый месяц, а иногда и чаще - в различные путешествия, и про одно из них я и хочу вам поведать.
Конец апреля. Три часа в аэропорту, шесть часов перелета на восток - и вот, нас встречают советский аэропорт Улан-Батора и холодный, сухой ветер резкоконтинентального климата. Улан-Батор считается самой холодной столицей мира - зимой температура нередко опускается до -40, при этом снега практически нет, а летом поднимается до +40. Причем ветер настолько сухой, что кажется будто он буквально сдувает с тебя тепло. Так что для тех, кто жалуется на москоскую зиму - знайте, есть места куда хуже :). Кстати, население Монголии - всего 3 миллиона человек. Это соразмерно населению района Новые Черемушки города Москва!
Аэропорт носит имя Чингиз-Хана. Как и дворец в городе. Как и большинство того, что есть в стране вообще.
Мы, с моим коллегой, сели в такси и поехали в город. Первое впечатление - что вы в России времен 80х годов прошлого века. Советский союз тогда тесно сотрудничал со своим дружественным государством и, помимо навязывания им кириллицы, построил много различной инфраструктуры, которая активно используется до сих пор. Дома, фабрики - все из той эпохи.
Но, подъезжая ближе к центру, начинаешь замечать все больше современных зданий, построенных максимум 5 лет назад. В самом центре города создается впечатление, что между 80м годом и настоящим временем здесь ничего не строили. Это придает городу совершенно необыкновенный антураж, ничем не похожий ни на одно из мест, где мне пришлось побывать.
Культура вождения автомобиля в Юби (так местные ласково называют свою столицу) заслуживает отдельного слова. У меня стаж более трёх лет в Москве, и мне было бы страшно там сесть за руль. Люди совершенно спокойно проезжают на красный на перекрестке с тремя полосами в каждую сторону. Если где то образовывается пробка - то начинается настоящая война автомобилистов. Все лезут, подрезают, блокируют - в общем, ведут себя очень агрессивно. Это при том, что машины, по большей части, японские с правым рулем, а движение правостороннее.
Добравшись до отеля (думаю, вы уже догадались, как он называется), немного отдохнув и пообедав, мы решили немного погулять по вечернему Улан-Батору. Как только мы вышли на улицу, к нам подошел один из местных жителей, поздоровался и на чистом(!) русском завязал с нами беседу. Как он рассказал, при советской власти большая часть населения знала русский очень хорошо, но впоследствии после путча его перестали преподавать в школах, а все русские уехали. Старшее поколение очень хочет дружбы с Россией (что мне приходилось слышать и от других монголов в течении всей поездки).
Очень хотелось погулять по городу побольше, но нас уже ждал самолет до Ойу-Толгой. И это никакой не город, а именно предприятие, которое построило только для себя свой собственный аэропорт, никем более не использующийся, купило самолет и перевозит своих сотрудников рейсом из Улан-батора! Сам Ойу-Толгой находится на юге пустыни Гоби, время в пути - примерно один час.
Как нам рассказали, до постройки аэропорта сотрудников возили на автобусе, и дорога занимала от 8 часов в зависимости от погодных условий.
И вот куда мы прилетели:
Не буду утомлять вас здесь рассказом о поездке, зачем мы сюда и приехали и какова была наша цель. Вместо этого я приведу краткую справку по этому потрясающему предприятию.
Ойу-Толгой (монг. Синий Холм) - это главное предприятия всей Монголии. Добывая медь, оно производит 30% ВВП всей страны. Владеет им австралийско-британский концерн Rio Tinto и правительство Монголии. Каждый молодой человек, закончивший ВУЗ, мечтает работать здесь. Численность персонала - 2000 человек, на строительстве было задействовано более 10000 людей. Всего за 5 лет в пустыне была построена вся инфраструктура, включающая в себя перерабатывающий завод, гигантскую подстанция, мастерские и поселок со всеми удобствами. Ведутся как наземные разработки (карьер), так и подземные (шахта). Глубина шахт - более километра, а общая протяженность под землей - более пятидесяти километров.
Немного о том, как там живется сотрудникам. Рабочий день начинается в 5:30 утра, в 6:00 завтрак, в 6:30 вахтовый автобус до карьера. Затем перерыв на обед в 13:00 длиной в час, ужин в 20:00. После ужина можно сходить в спортзал или поиграть в футбол или баскетбол. А некоторые сотрудники просто направляются в бар - в нем цены вполне демократичные. Отбой примерно в 22:00. Надо сказать, по моему опыту, каждый день работы на карьере - это день сурка, так что чисто психологически, не смотря на все удобства, работать сложно.
В один из вечеров коллеги из Рио-Тинто пригласили нас попробовать исконно-монгольский ланч. Он состоял из черного чая, заваренного с молоком, и лепешек с бараниной, жареных во фритюре. Это ОЧЕНЬ жирная пища, которую без чая есть не привыкшему организму достаточно сложно. Такая пища обусловлена суровым климатом - крайне важно получить как можно больше тепла и сохранить его.
Напоследок перед отлетом с предприятия решили погладить верблюдов, пасущихся неподалеку от аэропорта:
На фото я грустный, потому что догнать их не получилось :(
Итак, две недели позади, мы садимся в самолет, вылетаем в обратно в столицу. Прилетели, отоспались и вперед - навстречу приключениям!
Одному из моих хороших друзей, Александру Варданянцу, известному мото-путешественнику, пару лет назад довелось побывать на международном байк-фесте, в прошлом году организованном в Монголии. Он мне дал контакт одного своего друга, которого зовут Ури (полное имя запомнить проблематично, так как славянскому языку они совершенно чужды - пример: Намъянтамъян Тюменъульцзи). Этот замечательный человек согласился показать нам его родной край и познакомить с местными достопримечательностями.
Ну и конечно экскурсия начинается с местного бара :) Затем мы продолжили культурное общение у памятника союзу Монголии и России во времена второй мировой войны. Он расположен на самой высокой точке Улан-Батора, и с него открывается потрясающий вид на город внизу. Ну и остальная часть экскурсии началась уже на следующий день.
Первое место, куда мы решили отправиться - это статуя Чингизхана в пятидесяти километрах от столицы. Памятник был построен недавно - открытие состоялось в 2008 году, - но он выглядит внушительно:
Далее нас ждал музей динозавров в одном и торговых центров столицы. Пустыня Гоби - кландайк археологов, ищущих кости и остатки древних животных. Именно здесь находили самые старые кости мамонтов, птеродактелей и прочих доисторических существ. Как рассказал Ури, большая часть экспортируется в США, а правительство получает за это дивиденды.
Музей не внушает своим размером, но в нем представлены такие экспонаты, которые я не видел в других музеях мира. Один из них - это млекопитающий с когтями длиной 3 метра.
По ходу дела я решил зайти за сувенирами и купить кашемировый шарф. Неспешно выбираю товар, спрашиваю консультанта - а из чего этот шарф сделан, вроде не кашемир (шарф сразу привлек мое внимание, материал был больно необычен). Ответ - шерсть коровы. Мои глаза становятся размером с пятирублевую монету, консультант явно этим смущена. В результате ситуацию удалось прояснить. Встречайте, монгольская корова:
Здесь фото не мое, просто для иллюстрации.
Последний пункт нашего пути - один из самых старых буддийских храмов в монголии на сегодняшний день.
Вообще говоря, в стране существуют две официальные религии - это тибетский буддизм и шаманизм. Наш друг Ури, кстати, является шаманом. К сожалению, не удалось получить подробностей данной религии из первых рук. Единственное, что удалось узнать - шаманы с уверенностью могут предсказать точную дату смерти человека и то, как это произойдет. Так что эта религия носит скорее практическое значение, как Вуду :)
Весь буддийский храм, с основания до крыши, занимает гигантская позолоченная статуя Глазного Бога. Зрелище непередаваемое, но к сожалению не могу предоставить фотографий, так как внутри снимать категорически запрещено. По всему периметру статуи расставлены буддийские вращающиеся барабаны. Люди идут по кругу и в произвольной последовательности их вращают. Смысл этого процесса - погружение в медитацию и общение с высшими силами.
А неподалеку от храма, метрах в двухста, находится старый монастырь, которому, по словам Ури, более двухсот лет.
Монастырь совсем крошечный, двадцать пять соток по, не более. Но на нем расположены красивые здания времен прихода буддизма в страну. Внутри монастыря создается ощущение безмятежности и спокойствия, которое, кажется, никогда не покидает этого места.
На этом закончилось наше путешествие в этот загадочный и прекрасный край. Мы поблагодарили Ури и его друзей, и направились к аэропорту, где самолет уже был готов вернуть нас в мягкий климат средней полосы.
Федор Ш.
Крав-Мага-Ашита в России
Comments